Новости
20.03. 2014

Карта «Штука» завоевывает рынок

Предоплаченные карты в основном приобретают в банковских отделениях, но доля сетевой розницы растет
ФИДОБАНК первым среди украинских банков начал продавать карты на полках розничных сетей – «Фокстрот. Техника для дома», «Ева», «Мобильные фишки». Предоплаченная карта ФИДОБАНКа «Штука» также появилась в продаже в уличных кофейнях «Улитка» и сети точек по продаже стартовых пакетов «Абсолют трейдинг» в Киеве. В Ровно карты продаются в киосках, продающих табачные изделия. Практика показывает, что такой подход себя оправдывает – за два месяца доля розницы в структуре продаж достигла почти 10%. Всего с момента запуска осенью 2013 года ФИДОБАНКом было продано более 15 тысяч предоплаченных карт международной платежной системы MasterCard. Большинство из них – 85% – были куплены пользователями в отделениях ФИДОБАНКа. Такая статистика объясняется тем, что сначала продажи карт стартовали только в отделениях, и только с начала этого года сеть продажи «Штуки» значительно расширилась за счет розничных торговых точек.
 
Продажа карт «Штука» в розничной сети возможна благодаря уникальному преимуществу данного продукта – карта неименная и готова к использованию сразу после активации и пополнения. Благодаря этому не нужно тратить время на посещение банковского отделения и подписание договоров и заявлений.
 
Карту «Штука» целенаправленно покупают в качестве платежного инструмента, в том числе и для расчетов в интернете
Одним из ключевых преимуществ предоплаченных карт является возможность расплатиться электронными деньгами в торгово-сервисных точках как онлайн, так и офлайн. И владельцы «Штуки» ею активно пользуются. На начало марта 34,1% от общего объема операций по предоплаченным картам приходилось на оплату через POS-терминалы (см. диаграмму 1). При этом средний размер одной операции с начала этого года равнялся 100,5 грн. Операции с помощью «Штуки» в интернет-магазинах пока менее распространены – всего 13,1% от общего объема операций, зато средний размер одной операции существенно выше – почти 471 грн. При этом оплата и через POS-терминалы, и в интернет-магазинах постоянно демонстрируют положительную динамику, наращивая свои доли.
 
Если рассматривать исключительно торговые транзакции, то на офлайн приходится 87,3%, на онлайн – 12,7%. При этом средний чек торговой транзакции составляет 105,5 грн, в офлайн – 95,8 грн, в онлайн – 172,6 грн.
 
Интересно, что, несмотря на относительную «молодость» продукта, преимущества и особенности инновационной карты «Штука» уже меняют потребительское поведение ее держателей. Достаточно сравнить объемы снятия наличных в 2013 году по всем платежным картам всех украинских банков и аналогичный показатель по карте «Штука». По данным НБУ, в 2013 году 82 из 100 операций с платежными картами проводились для снятия наличных, тогда как по предоплаченным картам ФИДОБАНКа наличные снимают лишь в 15 случаях из 100. Такая разница в поведении клиентов свидетельствует о том, что карта «Штука» –  это качественный платежный инструмент, и ее держатели пользуются ее преимуществами. Росту транзакционной активности по предоплаченным картам также способствует и проведение ФИДОБАНКом с 13 января по 12 апреля 2014 года акции «Штуку» покупай – подарки получай!». Участники этой акции, активно осуществляющие транзакции в торгово-сервисной сети и в интернете, могут выиграть планшеты iPad Air, смартфон iPhone 5s и 90 призов по 450 грн на электронный кошелек MoneXy (подробнее об акции – на сайте).
 
Моментальные переводы: востребованная фишка «Штуки»
Еще одной популярной операцией с помощью «Штуки» являются моментальные переводы между пользователями предоплаченных карт. Причем эту функцию пользователи рассматривают не только как удобную возможность перевести деньги своим родным и друзьям, но и как один из быстрых способов пополнить карту «Штука» (см. диаграммы 1-3). О популярности этой операции говорит и статистика – так, средний размер одного перевода на начало марта достигает почти 310 грн. При этом переводы между «Штуками» гораздо удобнее и быстрее, чем обычные банковские переводы. В частности, пользователям карты нет необходимости посещать отделения банка – они могут осуществлять переводы в любое время суток, в том числе и по праздникам, без комиссии при помощи мобильного приложения для iOS или на сайте www.monexy.ua. При этом им необходимо знать всего лишь номер телефона получателя перевода. Привлекательной опцией для переводов между владельцами карт «Штука» является возможность подписать операцию. Благодаря этому после зачисления денег получатель увидит смс не только с поступившей суммой, но и с комментарием, от кого и за что пришли деньги. 
 
Простое пополнение инновационной карты
Карту «Штука», привязанную к электронному кошельку, удобно пополнять с помощью не только моментальных переводов, но и терминальных сетей самообслуживания. Так, благодаря сотрудничеству ФИДОБАНКа с сетями IBox, QIWI, City-Pay и EasyPay держатели карт могут легко и быстро пополнить предоплаченную карту себе или другому держателю без комиссии по номеру карты в более чем 18 000 терминалов самообслуживания по всей Украине. Деньги поступят на счет в течение 15 минут, если платеж сделан до 17:45, и на следующий операционный день, если позже. Также пополнить электронный кошелек без комиссии можно в отделениях ФИДОБАНКа или на сайте при помощи любой карты международных платежных систем Visa и MasterCard. Доступно пополнение и с другого банковского счета. 
 
«Штукой» платят за еду
Если проанализировать места, в которых пользователи наиболее активно расплачиваются «Штуками», то здесь вне конкуренции будут продуктовые магазины и супермаркеты. Среди всех торговых предприятий их доля – 31,6% от общего количества транзакций. На втором и третьем местах с незначительной разницей между собой расположились бары, кафе и рестораны (за исключением фаст-фудов – их доля всего 2,6%), а также специализированные продуктовые магазины (например, по продаже алкогольных и табачных изделий) соответственно. На долю первых приходится 15,3%, вторых – 14,3% (см. диаграмму 4). 
 
 
Среди других торговых предприятий, которые пользуются существенно меньшей популярностью у пользователей предоплаченных карт – аптеки (5,6%), сервисные предприятия (4,7%), пункты приема оплаты за пользование ТВ и интернетом (4%), магазины по продаже косметики (2,3%). При этом пользователи «Штуки» осуществляют в среднем 6 транзакций в месяц и посещают 2,5 торговых точек разной категории.
 
«Секрет набирающей силу популярности предоплаченных карт заключается в тех выгодах, которые эти карты дают пользователям. Объединив преимущества электронного кошелька и платежной карты, «Штука» сделала возможными не только моментальные переводы между картами, но и использование электронных денег в обычных магазинах и точках обслуживания, – рассказывает Владимир Буданов, директор по маркетинговым предложениям ФИДОБАНКа. – Не менее важен и тот факт, что купить карту «Штука» очень просто в точках продаж по всей Украине без документов и утомительной процедуры оформления – просто заплатите за карту, активируйте и пользуйтесь».
 
Более детально о карте «Штука» от ФИДОБАНКа читайте на сайте.